31.12.2021

ГРАНТАМ НУЖЕН ГАРАНТ!

ГРАНТАМ НУЖЕН ГАРАНТ! ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МЕЛИКОВУ С.А.

ГРАНТАМ НУЖЕН ГАРАНТ!

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МЕЛИКОВУ С.А.

Уважаемый Сергей Алимович!

Обращается к Вам народный поэт Дагестана, заслуженный работник культуры России и Дагестана, лауреат Республиканской премии ДАССР и двух Государственный премий РД в области литературы, член Союза писателей СССР, заместитель председателя Правления Союза писателей Дагестана Марина Ахмедова-Колюбакина (общий писательский стаж 50 лет, стаж работы в писательской организации республики 42 года).

Обратиться к Вам напрямую, без посредников, меня подвигли следующие причины. На днях было опубликовано Распоряжение о присуждении грантов Главы РД по результатам конкурса, проведённого в 2021 году.

В области культуры и искусства (из 3 грантов на поддержку творческой деятельности деятелей культуры и искусства Республики Дагестан были почему-то присуждены только два ): Умалатовой Равганият Бийбулатовне – на реализацию проекта «Книга «Легенды и сказки для детей» и Таибову Ахмеду Магомедовичу – на реализацию проекта «Видеофильм «Воспоминание».

А. Таибов является артистом Табасаранского театра, т.е. деятелем культуры и искусства. Р.Умалатова – учитель биологии Новокаякентской средней школы (со стажем работы более 32 лет), то есть работник образования, но не деятель культуры и искусства, и не член какого-либо профессионального творческого союза. Вот тут и возникает казус. Согласно юридическим нормам, ее проект не должен был рассматриваться конкурсной комиссией в данной номинации. Тем более, что для поддержки учителей есть отдельные гранты Главы РД для педагогических работников образовательных учреждений.

Поймите меня правильно, я всегда искренне радуюсь успехам коллег, понимая насколько важна поддержка государством любых созидательных инициатив творческих людей и просветителей в наше непростое время.

Вероятно, учительница биологии, которой присуждён грант – достойный человек и хороший педагог, и можно только порадоваться ее успехам в других областях деятельности и поздравить с присуждением гранта.

Но речь здесь о порядке и элементарном соответствии правилам. Ведь литератор написавший роман, например, не может претендовать на поэтическую премию за прозу, даже при том, что и прозаик, и поэт являются писателями. Гранты – это тот самый случай, когда надо чётко определиться с терминами, чтобы не допустить оплошности. Бесспорно, любой непрофессионал в области искусства также может заниматься творчеством. Но тогда по логике вещей и номинация для таких начинающих творцов должна быть иной, отдельной. А деятель культуры и искусства – это по определению человек, уже состоявшийся в своей сфере, оставивший след в развитии культуры и искусства, признанный в своей республике, стране, либо во всем мире.

Да и профессионал в области культуры не должен быть конкурентом начинающего (ведь у них разные компетенции и что называется весовые категории), но и начинающий не должен стоять выше профессионала, тем более, если у него нет пока весомых творческих заслуг.

На мой взгляд, эта юридическая неразбериха происходит потому, что в самой конкурсной процедуре обсуждения и присуждения грантов существует очень много просчетов и изъянов, что даёт возможность совершить случайную или даже намеренную ошибку. Прежде всего, речь о количестве и составе экспертов. Полностью ли соответствует состав экспертов тематике рассматриваемых грантов? Среди экспертов на гранты в области культуры и искусства нет, скажем, ни одного писателя, хотя у нас одна из самых больших и самых многонациональных писательских организаций в России с богатой историей. Также ни одного писателя нет в Комиссии по Государственным премиям, как и нет там вообще ни одного председателя творческих союзов, за каждым из которых – целая армия деятелей культуры и искусства. А ведь премии даются, в том числе, литераторам, художникам, композиторам. Так кто же решает их судьбу без них? Кто же может тогда дать их труду квалифицированную компетентную оценку? И как можно без экспертов в области литературы решать судьбу литературных грантов? Так ведь всё можно отдать на откуп непрофессиональному мнению и поставить в зависимость от личных симпатий или даже корыстных целей. И начинающие творцы – хорошая мишень для подобных устремлений.

Здесь есть и вторая сторона медали. Грант – это немалые государственные деньги. И что станет конечным результатом деятельности грантополучателя, во многом зависит от его творческого опыта, уровня таланта и личностных качеств. Если начинающему творцу без своего творческого портфолио и конкретных успехов выделять средства наравне с профессиональными деятелями культуры, то скоро от претендентов на такие легкие гранты не будет отбоя. Хотя результатом подобной «творческой деятельности» порою становятся чужие произведения, скачанные из Интернета (с такими случаями мы уже не раз сталкивались в практике нашей профессиональной писательской организации).

Рассматриваю всё столь подробно потому, что это – гранты Главы и автоматически за каждым таким проектом стоит ваше имя. Но теперь о третьем гранте, который так и не был присужден.

Мне известно, что, кроме меня, были еще профессиональные писатели, участвующие в нынешнем конкурсе, в том числе заслуженные, народные. Никто из них не прошел конкурс. Это как минимум странно. Я дважды подавала документы на грант Главы РД для реализации проекта «Вечный огонь» – книги стихов дагестанских поэтов о Великой Отечественной войне… Сначала к 75-летию Победы, а затем уже к 80-летию начала Великой Отечественной войны и 80-летию разгрома фашистских захватчиков под Москвой. Оба раза – отрицательные результаты без объяснения причин.

Но поэтический сборник «Вечный огонь» – особая статья. В него вошли стихи дагестанских поэтов нескольких поколений: погибших на войне, таких как Мусаиб Стальский и Багаутдин Митаров; поэтов-фронтовиков Хизгила Авшалумова, Абдул-Вагаба Сулейманова, Муталиба Митарова и др.; произведения классиков дагестанской литературы Гамзата Цадасы, Эффенди Капиева, Расула Гамзатова, Юсупа Хаппалаева, Фазу Алиевой, Анвара Аджиева; а также стихи о войне наших современников и молодых авторов.

По сути, книга «Вечный огонь», в которую включены фотографии поэтов и краткие биографические сведения, – полноценная антология дагестанской поэзии о Великой Отечественной войне.

Этот сборник объединил в себе лучшие стихи и художественные переводы, осуществленные блестящей плеядой российских переводчиков, таких как Наум Гребнев, Яков Козловский, Яков Серпин, Яков Хелемский и других, многие из которых тоже были ветеранами войны. Боевое братство представителей разных национальностей на войне, в мирное время переросло в творческое содружество, оставив потомках настоящие литературные шедевры мирового уровня, такие как стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева «Журавли», ставшее одной из самых лучших и трогательных песен всех времен и народов.

В книгу «Вечный огонь» вошли произведения более 80 авторов разных национальностей, она должна была стать хрестоматийным пособием для патриотического воспитания подрастающего поколения, востребованным во всех библиотеках и образовательных учреждениях нашей республики. Сейчас, когда в наших школах отдельным предметом практически больше не преподается дагестанская литература, этот проект имел бы особое значение. Кроме того, такая книга должна быть в армейских и во флотских красных уголках для юношей, которые исполняют свой воинский долг на нашей дагестанской земле.

Поскольку проект мой не личный, а общественно значимый, я надеялась на поддержку. И она как будто бы состоялась. Накануне, мне официально позвонили из отдела культуры, науки и образования Правительства РД и уточнили название проекта для внесения его в проект Распоряжения по грантам, а также позвонили из Министерства культуры РД попросив срочно прислать для реализации гранта все необходимые документы, вплоть до сертификата о вакцинации… В результате мой проект, по неизвестным причинам, в последний момент был исключён из итогового списка. Без объяснений.

Легким движением руки гранта лишили не меня, а дагестанских поэтов, погибших на войне, и поэтов-фронтовиков, чьи стихи не издавались уже более тридцати лет, и поэтов современников, которые тоже почти не издаются, а если издаются, то просто смехотворными тиражами. А главное, этого гранта лишили тех детей, которым каждый день говорят о патриотизме, но не предоставляют возможности почитать произведения поэтов, для которых патриотизм был не высокопарным лозунгом, а жизнью и смертью.

Для меня, дочери ветерана Великой Отечественной войны, человека и поэта-переводчика, который лично знал многих дагестанских писателей-фронтовиков и работал с ними творчески, «Вечный огонь» – это не просто очередной проект, а творческий труд нескольких лет, призванный пробудить у нашей молодёжи интерес к собственной истории и чувство патриотизма на примере произведений их героических земляков.

Обращаюсь к Вам не только, как к Главе Республики Дагестан, но и как к боевому генералу, для которого память о павших на полях войны и уважение к фронтовикам – святое дело, а не пустой звук. Их имена всё стремительней поглощает забвение.

Из Союза писателей Дагестана на фронт ушли добровольцами десятки талантливых прозаиков и поэтов, которые приближали Победу не только ратным трудом, но и своим пером, создав высокохудожественные произведения на войне и о войне. Наш последний ветеран-писатель ушел из жизни в этом году. Только мы все вместе можем позаботиться о их творческом наследии. Нельзя допустить, чтобы оно было забыто.

В связи с тем, что грант на стихи дагестанских поэтов о Великой Отечественной войне «Вечный огонь» так и не дали уже во второй раз, прошу Вас выделить из Вашего личного фонда Главы Республики Дагестан средства на издание этой книги, которая должна быть в каждой дагестанской школе, чтобы потомки не забыли подвиги своих славных прадедов.

 

С уважением, Марина Ахмедова-Колюбакина

 

28 декабря 2021 года

.

Последние новости

Селу в Дагестане дополнительно выделят земли для решения социальных и жилищных проблем

ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН, 18 мая – РИА «Дагестан ». Министр по земельным и имущественным отношениям РД Заур Эминов встретился с жителями села Муцалаул Хасавюртовского района.

Абдурахман Махмудов обсудил с неврологом Минздрава РФ в СКФО организацию медпомощи пациентам сердечно-сосудистых заболеваний  

Абдурахман Махмудов провел встречу с неврологом Минздрава РФ в СКФО Мадиной Богатыревой, где была обсуждена организация медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Роспотребнадзор Дагестана проверил готовность оздоровительных лагерей к приему детей

МАХАЧКАЛА, 18 мая – РИА «Дагестан». Из 240 детских оздоровительных лагерей в Дагестане к приему детей готовы 227.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *