Махачкалинскому маяку исполнилось 170 лет
МАХАЧКАЛА, 1 апреля, - РИА «Дагестан». Одной из достопримечательностей столицы Дагестана – Махачкалинскому маяку, исполнилось 170 лет.
МАХАЧКАЛА, 1 апреля, - РИА «Дагестан». Одной из достопримечательностей столицы Дагестана – Махачкалинскому маяку, исполнилось 170 лет. Он заработал 1 апреля 1852 года.
«Расположенный на берегу Каспийского моря Петровск (ныне – Махачкала), служил перевалочной базой для снабжения царских войск в Дагестане продовольствием и военным снаряжением, поступавшими морем из Астрахани. Постепенно Петровск из перевалочного портового города превращается в самостоятельный торговый центр. С открытием навигации в Петровское приезжало много народа «и с моря и с материка». С середины марта в рейды прибывали сначала небольшие суда, так называемые кусовые. На них мелкие торговцы привозили из Астрахани небольшие партии пшеничной муки - товар, всегда имеющий хороший сбыт в Дагестане. После окончания Кавказской войны Петровск из военного укрепления постепенно превращается в торгово-промышленный центр области. Этому способствовало строительство морского порта.
Одним из основных предназначений Петровского укрепления являлось обслуживание рейда. Рейдов при укреплении было два: один – казенный, на котором останавливались суда с грузом, предназначенным для воинских частей, и второй - коммерческий, где бросали якоря суда с купеческой кладью. Те и другие суда в первое время останавливались на расстоянии 300-400 сажен от берега, где глубина моря была достаточно большая, а товары на берег свозились на лодках. Именно здесь находилась пристань для выгрузки военных грузов и провианта, идущих из Астрахани. Главным ориентиром для морских судов должен был служить маяк», - рассказывает заведующая отделом новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН Эльмира Далгат.
С 1 апреля 1852 года при Петровском укреплении на расстоянии 120 саженях от него «от вечерней зори до утренней» начал действовать маяк, который был нанесен на карту Каспийского моря (АКАК. Т. Х. С. 304, 305). Он был представлен «каменной восьмигранной башней, возвышающейся на 33 фута от земли и на 250 футов от поверхности моря» (высота около 10 метров, над поверхностью моря – 75 м и был виден кораблям издалека). Свет маяка был виден в море почти на 40 км. В 1866 году маяк был заново перестроен и переоборудован.
«В неспокойные революционные годы город Петровск до 10 раз переходил из рук в руки, менялась власть. Несомненно, маяк представлял собой прекрасную платформу для наблюдения в черте города – как наблюдательный пункт или пулеметная точка. Однако маяк сохранился в целости и даже «фонарь-френель первого разряда с керосинокалильной горелкой» остался в абсолютной исправности, только в наружном остеклении и в куполе было «две дырочки от шальных пуль». Это говорит о том, что даже в те далекие дни люди понимали всю значимость данного сооружения, без которого немыслимо существование порта на Каспии. И по сей день маяк освещает путь морским кораблям», - отметила историк.
Отношение Наместника Кавказского князя М.С. Воронцова к князю Меншикову об окончании строительства Петровского маяка 25 февраля 1852 года: «Для обеспечения судоходства по Каспийскому морю, я в 1850 г. признал необходимым устроить маяки в г. Дербенте и Петровском укреплении. Из числа этих маяков маяк в Петровском укреплении ныне совершенно окончен. Сделав распоряжение о начатии освещения онаго с 1-го числа будущего апреля, от вечерней зари до утренней, которое (освещение) будет продолжаться в течение навигации сего года, я долгом считаю довести об этом до сведения, препровождая при сем, чертежи маяка в Петровском укреплении, имею честь покорнейше просить Вас, не изволите ли признать нужным об устройстве того маяка сделать известным по морскому ведомству и предписать командиру Астраханского порта и Каспийской флотилии, контр-адмиралу Басаргину нанести на карту Каспийского моря освещаемый маяк».
Источники РИА «Дагестан» Венера Гамзатова
«Расположенный на берегу Каспийского моря Петровск (ныне – Махачкала), служил перевалочной базой для снабжения царских войск в Дагестане продовольствием и военным снаряжением, поступавшими морем из Астрахани. Постепенно Петровск из перевалочного портового города превращается в самостоятельный торговый центр. С открытием навигации в Петровское приезжало много народа «и с моря и с материка». С середины марта в рейды прибывали сначала небольшие суда, так называемые кусовые. На них мелкие торговцы привозили из Астрахани небольшие партии пшеничной муки - товар, всегда имеющий хороший сбыт в Дагестане. После окончания Кавказской войны Петровск из военного укрепления постепенно превращается в торгово-промышленный центр области. Этому способствовало строительство морского порта.
Одним из основных предназначений Петровского укрепления являлось обслуживание рейда. Рейдов при укреплении было два: один – казенный, на котором останавливались суда с грузом, предназначенным для воинских частей, и второй - коммерческий, где бросали якоря суда с купеческой кладью. Те и другие суда в первое время останавливались на расстоянии 300-400 сажен от берега, где глубина моря была достаточно большая, а товары на берег свозились на лодках. Именно здесь находилась пристань для выгрузки военных грузов и провианта, идущих из Астрахани. Главным ориентиром для морских судов должен был служить маяк», - рассказывает заведующая отделом новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН Эльмира Далгат.
С 1 апреля 1852 года при Петровском укреплении на расстоянии 120 саженях от него «от вечерней зори до утренней» начал действовать маяк, который был нанесен на карту Каспийского моря (АКАК. Т. Х. С. 304, 305). Он был представлен «каменной восьмигранной башней, возвышающейся на 33 фута от земли и на 250 футов от поверхности моря» (высота около 10 метров, над поверхностью моря – 75 м и был виден кораблям издалека). Свет маяка был виден в море почти на 40 км. В 1866 году маяк был заново перестроен и переоборудован.
«В неспокойные революционные годы город Петровск до 10 раз переходил из рук в руки, менялась власть. Несомненно, маяк представлял собой прекрасную платформу для наблюдения в черте города – как наблюдательный пункт или пулеметная точка. Однако маяк сохранился в целости и даже «фонарь-френель первого разряда с керосинокалильной горелкой» остался в абсолютной исправности, только в наружном остеклении и в куполе было «две дырочки от шальных пуль». Это говорит о том, что даже в те далекие дни люди понимали всю значимость данного сооружения, без которого немыслимо существование порта на Каспии. И по сей день маяк освещает путь морским кораблям», - отметила историк.
Отношение Наместника Кавказского князя М.С. Воронцова к князю Меншикову об окончании строительства Петровского маяка 25 февраля 1852 года: «Для обеспечения судоходства по Каспийскому морю, я в 1850 г. признал необходимым устроить маяки в г. Дербенте и Петровском укреплении. Из числа этих маяков маяк в Петровском укреплении ныне совершенно окончен. Сделав распоряжение о начатии освещения онаго с 1-го числа будущего апреля, от вечерней зари до утренней, которое (освещение) будет продолжаться в течение навигации сего года, я долгом считаю довести об этом до сведения, препровождая при сем, чертежи маяка в Петровском укреплении, имею честь покорнейше просить Вас, не изволите ли признать нужным об устройстве того маяка сделать известным по морскому ведомству и предписать командиру Астраханского порта и Каспийской флотилии, контр-адмиралу Басаргину нанести на карту Каспийского моря освещаемый маяк».
Источники РИА «Дагестан» Венера Гамзатова
Последние новости
Соглашения между Дагестаном и Саудовской Аравией: новые возможности для бизнеса
В результате визита бизнес-делегации из Саудовской Аравии в Дагестан было подписано несколько важных соглашений.
Новые инициативы в Дагестане: Правительство работает над улучшением жизни граждан
Республика Дагестан предпринимает шаги для повышения качества жизни своих жителей.
Творческий вечер Насруллы Байболатова в Карабудахкенте
Сборник стихов поэта стал центром празднования его 50-летия.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Воркуте