ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия оборачиваются, как показывает жизнь, неисчислимыми бедами.

Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия оборачиваются, как показывает жизнь, неисчислимыми бедами.

ОБЩЕСТВО наше сегодня как никогда испытывает духов­ное голодание, оно упорно и беспрестанно запрашивает общечеловеческие ценности, видит в них, и только в них единственно верную, исторически оправданную надежную опору духовно-нравственного оздоровления и благополучия человека во всем его природно-географическом и национально-региональном и всероссийском масштабе.

Глубоко осознавая состояние общества внесены существенные поправки в Конституцию РФ (ст.67.1), где отмечается, что «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим», Президент России Владимир Путин рекомендовал Законопроект о воспитательной составляющей образования (принят Государственной Думой), где «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Практически трудно найти сегодня здравомыслящего человека, кто не призывает к безотлагательному возрождению, сохранению и достойной оценки исторического наследия, материальной и духовной культуры, самобытных прогрессивных традиций, обычаев родного и дагестанских народов. Все это, конечно, радует. Есть еще надежда к возрождению народной культуры, к сохранению родных языков, исконных ценностей, присущих нашим отцам и дедам. Есть еще опора, способная быть ориентиром духовности.

Однако в то же время очевидно, что многие смутно представляют себе как нацио­нально специфические, так и общечеловеческие ценности, не испытывают к ним необхо­димых положительных чувств, не знают их ни по форме, ни по содержанию. Как следст­вие, не в силах хоть как-то использовать их в своей интеллектуальной, трудовой, общественной, научной и даже педагогической деятельности.

Простейший пример. Всеми признается такая общечеловече­ская ценность, как уважение. Но лишь немногим удается его осуществлять в строгом соответствии с жизнедеятельными нормами и требования­ми народа. Уважать словом, мимикой, намеком и, наконец, добрым и бережливым отношением к людям, ценностям духовной и материальной культуры. Ощущается острая нехватка чувств, сознания и поведения, необходимых для уважения знаний, уме­ний и навыков. Как следствие всего этого, в обществе появляются заброшенные дети, старики, участившиеся в последние годы разводы, постоянные эксцессы в общении с родными, близкими, да и с людьми в быту, в учебных заведениях, на производстве и т д. Оказывается, нужна незамедлительная специальная целенаправленная подготовка детей к уважению и почитанию близких в семье, учителей и учащихся в школе, окружающих людей в дагестанском, и разумеется, российском многонациональной обществе.

Чтобы решить сегодня эту предельно назревшую, архиважную задачу — повсеместно восстановить и вернуть в обиход общечеловеческие ценности, многообразие национальной и общенародной культуры, чтобы восстановить естественные, исторически праведные функции прогрессивных народных традиций и обычаев, нужно серьезно работать всем, кому небезраз­лична дальнейшая судьба детей, родных и близких, своего народа, республики, государства. Необходима глубоко продуманная, тщательно и всесторонне взвешенная программа по оживлению, осмыслению и повсеместному внедрению конкретных аспектов народ­ной культуры межличностного, половозрастного, межнационального общения.

КУЛЬТУРА народов Дагестана уникальна. Она у нас, как и у многих народов страны и мира, имеет различные аспекты и многогранна: интеллектуальная, нравственная, правовая, эстетическая, художественная, физическая, экономическая, экологическая и др. культуры. Не берусь судить о том, ко­му в какой области культуры и как целесообразно решать назревшие проблемы. Попыта­юсь лишь высказать некоторые соображения отно­сительно педагогической культуры народов Дагестана — неотъемлемой и, на наш взгляд, самой важнейшей части культурного наследия дагестанцев.

Мне представляется, что педагогическая культура не только стимулировала, веками регулировала становление и развитие всей национальной культуры, но и выполняла свою естественную функцию — формировала конкретное национальное сознание, чувства и поведение подрастающего поколения, создавала психологию образцовой личности, семьи, общества (джамаата) и всего народа. В своем развитии народная педагогика по крупицам собирала прогрессивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у чело­века гуманного отношения к людям, растительному и животному миру, к обществу. Она создавала педагогическую память народа, подкрепляя ее надежным регулято­ром — здоровым обществен­ным мнением.

Без осмысления богатого наследия народной педагогики нельзя представить совер­шенного гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя. Между тем многолетние наблюдения над воспитательной деятельностью показывают, что наши педагогические кадры в своем по­давляющем большинстве не имеют даже маломальских знании, умений и навыков по народной педагогике. Более того, мы годами недооцени­вали традиционный опыт умудренных жизнью старожилов, благополучных многодетных семей, джамаатов, пытались навязывать народу все новые и новые, не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям и национальной психологии, рекомендации. Как следствие, повсеместно падал престиж учителей и воспитателей.

В этой годами, ощущаемой печальной ситуации как искра надежды прозвучали слова одного из бывших министров образования Дагестана в газете «Учитель Да­гестана»: «Мы хотим вернуться к народной педагогике и вернуть ее нашему обществу как ту редкостную траву, что растет высоко в горах и мо­жет исцелить человека от многих болезней».

Условия, в которых нынче минис­терство предпринимает по­пытку обеспечить должное воспитание учащихся республики, действительно, не­легкие. Настоящих знатоков воспитания, да и народной педагогики в аулах Дагестане остались единицы. Несмотря на свой преклон­ный возраст, думаю, они еще ждут своих слушателей, добрых ценителей, собирателей и распространителей мудрых заповедей народной педагогики. Советы старожилов в селе, кабинеты и кружки народной педагогики в школах могли бы стать добрым началом большой работы.

Возрождение народной пе­дагогической культуры трудно представить без глубокого осмысления и использования на практике трудов дагестанских истори­ков, археологов, этнографов, фольклористов и, конечно же, педагогов. Мудрейшую методику обучения и воспитания, сконцентрированную в да­гестанской народной педагогике в определенной степени можно познать из трудов дагестанских ученых А. Алиева, Б. Алиевой, М. Асельдерова, М. Дибирова, Б. Шейховой, С. Омарова, Т. Саидова, З. Якубова и других. Автор данных строк также подготовил и преподнес в свое время читателям такие работы, как: «Народная педагогика: словесные средства воспитания».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1984; «Народная педагогика: содержание, формы и методы воспитания» ».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1986; «Народная педагогика Дагестана».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1992 и другие. К сожале­нию, эти работы изданы мизерным тиражом, в большинстве своем носят сугубо научный характер и нынче трудно доступны. Тем не менее, на наш взгляд, их оперативное переиздание могло бы сыграть значительную роль в совершенствовании воспитания и образовании современных учащихся на духовно- нравственных ценностях народов Дагестана.

Наличие в республике исследователей народной педа­гогики, на мой взгляд, позво­ляет Министерству науки и образования РД рационально использовать их по­тенциальные возможности, ко­ординировать и направлять их научные силы в возрождении педагогического наследия всех без исключения на­родов Дагестана. Мне представляется, что таким коор­динирующим педагогическим центром мог бы стать сектор этнической культуры, педаго­гики и психологии народов Дагестана при Дагестанском НИИ педагогики имени А. А. Тахо-Годи. Такие центры функционируют в отдельных регионах страны и успешно возвраща­ют семье, национальным школам и вузам опыт народной педагогической культуры. Создание та­кого центра как нельзя лучше отвечает коренным интере­сам народов Дагестана, ожидающих от ученых не столько теоретического освещения народной педагогики, сколько конкретных практических рекомендаций.

Сектор мог бы сконцентрировать вокруг себя настоящих знатоков-практиков народной педагогики, создать поисковые, исследовательские и ав­торские группы, определить ближайшие и перспективные темы, составить развернутую, всесторонне продуманную карту-проспект возрождения це­лостной системы народного воспитания и образования. Сектор мог бы решить и такие неотложные задачи, как подготовка учебников по культуре, лите­ратуре и истории родного края, создание учебно-методических пособий по эт­нической культуре, педагогике и психологии, разработка факультативов, спецкурсов, спец семинаров, просвещение родителей, учителей, населе­ния и многое другое.

В перспективе на базе сектора можно открыть лабораторию, где бы апробировались народные традиции, обычаи, проводились открытые воспитательные сценарии, накапливались передовой опыт, средства, формы и приемы воспитания. В будущем все это могло бы стать благоприятной основой для создания музея народной педагогики Дагестана.

НАРОД изрядно устал от истории в цифрах и хронологии, ему нужна живая история духовного становления и развития конкретных личностей, семей, родов и народов. Ему нужны не сиюминутные показатели количественного роста и эпизодической работы учреждений культуры, а самобытная культура как единое целое, ощутимое и сознанием, и слухом, и зрением.

Без возрождения народной педагогической культуры не может быть полного народного образова­ния, духовного становления, социально- экономического, идей­но-политического обновления республики и страны.

Народная педагогическая культура — веками испытанная тропа к оче­ловечиванию людей.

 

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор

Последние новости

Галип Галипов поздравил ректора ДагГАУ Зайдина Джамбулатова

Глава Гумбетовского района Галип Галипов поздравил ректора ДагГАУ Зайдина Джамбулатова с прошедшим днём рождения и пожелал наилучшего.

Глава района Арсен Магомедов совместно с депутатом Госдумы Нурбагандом Нурбагандовым и Министром образования РД Яхьёй Бучаевым проинспектировали ход работ в школе N 2

В Сергокалинский средней общеобразовательной школе Н. 2, носящей имя Героя России Магомеда Нурбагандова, был проведён капитальный ремонт.

Руководителем дагестанского филиала фонда «Защитники Отечества» назначен уроженец Табасаранского района

  Новым руководителем дагестанского филиала фонда «Защитники Отечества» назначен уроженец села Хучни Табасаранского района, военный в третьем поколении, участник СВО, кавалер ордена Мужества Идрис Курбанов.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Ухте, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *