Стратегия 2030 приведет к консервации состояния Дагестана
фото Интернет Официальное государственное издание «Дагестанская правда» опубликовало критическую статью на проект Стратегии развития Дагестана.
Официальное государственное издание «Дагестанская правда» опубликовало критическую статью на проект Стратегии развития Дагестана. Автор: Юрий Сагидов , доктор экономических наук, профессор, сотрудник Института социально-экономических исследований Дагестанского ФИЦ РАН.
В официально государственной прессе это первый критический материал проекта стратегии, после обращения Сергея Меликова на сессии Народного Собрания РД 28 октября, с просьбой «я прошу как бы сегодня на правительственном часе широкую полемику не вести. Потому что эта стратегия она уже выверена со многими позициями, в том числе с возможностями федеральных органов исполнительной власти…»
На сайте Минэкономразвития срок общественных обсуждений проекта стратегии закрылся 13 октября.
Однако, в парламент Дагестана не был внесён законопроект об утверждении стратегии, которая должна начать работать уже с 2022 года.
Юрий Сагидов с одной стороны поддерживает авторов стратегии, однако похвалу он перемешивает с указанием существенных ошибок.
«Начало отклонений положено в научно искажённом обосновании подходов к разработке Стратегии. Нельзя не согласиться с тем, что нынешний тип хозяйства Дагестана авторы грамотно определяют аграрнополисервисным. Но никак нельзя согласиться с тем, что этот тип хозяйства в Стратегии уподобляется постиндустриальному типу. Республика оказалась аграрнополисервисной из-за разрушений и потерь в промышленном комплексе, то есть в после индустриальном состоянии. Вряд ли логично после индустриальное состояние экономики считать постиндустриальным. После индустриальное состояние — это потерянная индустрия, а постиндустриальный тип вовсе не означает отсутствие индустрии. Наоборот, этот тип хозяйства предполагает сохранение индустрии с её переходом на более высокий уровень на основе роста роли человеческого капитала, внедрения информационно-коммуникационных технологий и построения креативной (умной) экономики. Надуманное сведение после индустриального состояния к постиндустриальному закладывает ошибочное представление о возможности перехода Дагестана к постиндустриальному обществу, минуя стадию индустриализации всех его сфер.»
«И теперь проект Стратегии РД-30 можно ставить под сомнение: будет или не будет выполнено определённое в ней в качестве главной экономической цели достижение темпов ежегодного роста экономики, в 2-2,5 раза превышающей средние российские темпы роста. С большей мерой уверенности можно говорить о том, что будет достигнута другая цель – сохранение в республике социальной стабильности. Это потому, что рассматриваемый проект представляет собой не модель развития Дагестана, а модель обеспечения социальной стабильности,...»
«Из сказанного вытекает вывод о том, что в РД в период до 2030 года вряд ли произойдёт существенное экономическое развитие.»
«Авторы же Стратегии РД-35 неукоснительно придерживаются установок «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года», которые предопределяют сохранение хозяйства РД в форме аграрной направленности. В реальной практике такой подход оказывает тормозящее влияние на экономическое развитие... То есть аграрная специализация региона представляется как директивный императив, не подлежащий какому-либо сомнению или ревизии. Это способствует и, считаю, будет способствовать консервации состояния, в котором находится РД: низкий уровень социально-экономического развития, острая нехватка рабочих мест, исход из республики наиболее экономически активной и интеллектуально облагороженной части населения. Кстати, в Стратегии исход населения из республики предусматривается как мера снижения напряжения, связанного с безработицей.»
«Заключение. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года выполнен с учётом и соблюдением действующих институциональных установок, представленная критическая характеристика не означает отрицания его реализации с заменой на иной проект. Однако, наряду со Стратегией РД-30, представляется необходимым разработать проект развития РД в более долгосрочном периоде с отражением перспективы сочетания социального и экономического развития — Стратегии социально-экономического развития РД на период до 2045 года.»
Последние новости
Завершение первого этапа капитального ремонта в Буйнакске
В городе продолжаются работы по улучшению многоквартирных домов.
Экономическое развитие Махачкалы: новые инициативы и вызовы
Махачкала стремится к устойчивому экономическому росту через инновационные подходы.
Мошенничество с сушилками для обуви в Махачкале
Предприниматель обманул покупателей на маркетплейсах.
Металлопрокат: Основные Преимущества в Строительстве и Производстве
В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль