03.01.2023

ГОРЫ КАЛАЛАТ, АЛ-ГАРНАТИ И АГУЛ

Известный арабский правовед, миссионер и путешественник Абу Хамид ал-Гарнати в 1130 году посещает города и поселения Восточного Кавказа, в том числе и Дербент и его окрестности.

Известный арабский правовед, миссионер и путешественник Абу Хамид ал-Гарнати в 1130 году посещает города и поселения Восточного Кавказа, в том числе и Дербент и его окрестности. Полное имя ученого и путешественника Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси. Родился он в Гренаде в 1080 г., но образование получил сначала в Александрии, куда он прибыл в 511/1117-18 г., а затем и в Каире, в то время втором (после Багдада) культурном центре мусульманского мира. Через год или два ал-Гарнати направился в Багдад. А после этого в 1130 г. через Муганскую степь и Апшеронский полуостров попадает в Дербент. Некоторое время он пребывает в Дербенте и его окрестностях, изучает жизнь и нравы местного населения, затем отправляется в Саксин, в низовьях Волги.

Ал-Гарнати автор нескольких книг путешествий: «Ясное изложение некоторых чудес Магриба» («Муъриб ан баъд аджаиб ал-Магриб») и «Подарок умам и выборка из чудес» (Тухфат ал-албаб ва нухбат ал-аджаб»), которые имели большой успех в мусульманском мире. Для нас же важным представляется то, что эти работы содержат ценные сведения о Дагестане. Кроме того, как справедливо отмечают комментаторы этих источников «В отличие от арабских географов, вносивших в свои сводки сведения предшественников, иногда отделенных от времени их составления несколькими веками, ал-Гарнати рассказывает о своем путешествии, время и место которого более или менее определены, и в этом отношении его сочинение легче изучать и комментировать (А. Л. Монгайт. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971).

Тем не менее, несмотря на то пристальное внимание, которое исследователи уделяют работам этого человека, многие положения в его сочинениях остаются не ясными до сих пор. В частности это касается «гор Калалат», в которых, как сообщает автор, он пребывал некоторое время и наблюдал за жизнью местных обитателей. По этому поводу путешественник сообщает, что «… Выше Дербента входил я в горы Калалат, в которых [обитает] множество народов, все они мусульмане, следующие исламу, да помилует их Аллах! Они говорят на разных языках, а число их [народов] знает только всевышний Аллах. Они живут на высоких вершинах гор, где очень холодно, и одеваются люди из-за сильного холода в меха, а кроме того, на них еще тяжелые накидки. Люди этой страны живут долго, и много у них всяких благ, таких, как мед, и мясо, и фрукты в их долинах. Они народ великодушный, и есть у них простые мечети и соборные. И в каждой мечети около михраба есть помещение, которое называют «казна»; когда умирает тот, у кого нет наследника, то его имущество отдают в это помещение и предназначают его для путников, там хранится также часть зеката. А в противоположном конце мечети есть большое помещение, предназначенное для иноземных неученых гостей, что же касается людей науки, то их везут в свои дома. Я жил у одного из их эмиров, известного под именем Абу-л-Касим; его рабы каждый день резали для меня барана, я говорил им: «Разве ничего не осталось от того барана?»—а они отвечали: «Да, [осталось], но наш господин нам так приказал».

Вполне понятно, что под «горами «Калалат», расположенных выше Дербента и «…в которых [обитает] множество народов, …следующие исламу» и, у которых имеются «простые и соборные мечети» в общем плане подразумевается внутренние районы Дагестана. Но Ал-Гарнати при этом некоторое время пребывал еще в неком конкретном месте, где гостил у эмира, называемого им Абу-л-Касимом. Поэтому возникает вопрос, в каком именно месте пребывал знаменитый путешественник в горах Калалат, как следует из его рассказа?

Отвечая на этот вопрос, прежде всего надо исходить из того, что район, в котором пребывал Абу-Хамид располагался не слишком далеко от Дербента. Затем из списка возможных мест, в котором Ал-Гарнати мог некоторое время пребывать следует исключить Табасаран, так как Табасаран он хорошо знает и неплохо в своей книге его описывает, сообщая об особенностях его политического устройства, разделенного на 24 рустака. Как он пишет, «В стране Бал ал-Абваба есть народность, которую называют табарсалан, у них 24 рустака, в каждом рустаке имеется большой военачальник, подобный эмиру. Они — мусульмане, принявшие ислам во времена Масламы ибн Абд ал-Малика, когда Хишам ибн Абд ал-Малик, став халифом, послал его и он завоевал Баб ал-Абваб».

Из этого предполагаемого списка также следует исключить и Зирихгаран, которого путешественник знает. Народ, который его приютили Ал-Гарнати называет мусульманами, более того, сообщает, что правитель области Абу-л-Касим под его руководством читает «Удовлетворяющую книгу» ал-Махамили по фикху. А о зирихнгаранцах он, напротив, сообщает, что «Нет у них религии, и не платят они джизью», то есть не являются мусульманами. Кроме того, известно, что первую мечеть в Кубачах был построен лишь в 14 в. после окончательного принятия кубачинцами ислама, тогда как, в отличие от них у народа, который гостил путешественник, имеются не только простые, но и соборные мечети.

Следующим претендентом на исключение из списка мест возможного пребывания Ал-Гарнати следует считать верхне-даргинские территории. Во-первых, они расположены не за Дербентом, а значительно севернее от этих мест. Во-вторых, по другим источникам известно, что они входили в состав Шандана — злейшего врага мусульман, который регулярно совершал разорительные набеги на Дербент и его окрестности с мусульманским населением. То есть, население верхне-даргинских территорий на тот момент еще не были мусульманами. Касаясь этого момента Ал-Гарнати сообщает: «А, я спросил эмира исфахсалара Абд ал-Малика ибн Абу Бакра в Дербенте: «Как вы позволяете этому народу не принимать ислама и не платить ни джизью, ни харадж?» Он сказал: «Они — печаль царей». По вопросу локализации Шандана у исследователей нет единого мнения. Выдвинуто предложение, что это селение Акуша с прилегающими землями, что помимо Акушинского союза в Шандан входила более общирная территория, или же это федерация союзов сельских обществ, известных под названием Акуша-Дарго в составе современных Акушинского и Левашинского районов, или же он располагался в Восточном Дагестане, в бассейне реки Артозень, между Гамри и Кайтагом. Существуют и другие мнения. Но, при всем этом, территории верхнего Дарго, как уже говорилось, не подходят для идентификации с местом пребывания Ал-Гарнати.

Затруднительно включить в обсуждаемый список и земли Гази-Кумуха. Несмотря на то, что в местных источниках Гази-Кумух считается из тех мест, где одним из первых был установлен ислам. В реальности эта мысль не находит своего подтверждения. Гумик в 11 в. не представлял собой сильного и влиятельного владения, каким он стал в последующие века. В оговариваемое время в нем не было даже «царя» (правителя), народом управляли раисы. Возможно, такое положение было следствием того, что в прошлом Гумик находился в зависимости от соседнего Серира. Источники представляют очень мало сведений об этом владении, а информация представляемая местными хрониками, зачастую носит легендарный характер. Об этом подробно сказано в академическом издании «История Дагестана» ((Гаджиев М.Г., Давудов О.М.,Шихсаидов А.Р. Махачкала: изд ДНЦ РАН. 1996. С. 252). Лишь под 1064 г. имеется единственное известие о «гумикских неверных», которые напали на селения ал-Баба, убили много мусульман и разграбили их имущество; затем наложив харадж на оставшихся живых, они вернулись домой» (Ф.Б. Минорский. История Ширвана и Дербенда 10-11 веков. М. 1963. с. 97). В этом плане более реалистичной представляется информация из письма ширваншаха «к народу приграничья Гумика», свидетельствующее, между прочим, помимо всего прочего еще о том, что «ширваншах выступает как духовный наставник гумиков, а не государь их». (Гаджиев М.Г… С. 252). Однако зависимость от Ширвана была значительной. Ширваншах предпринимает ряд практических мер по отношению к гумикам, посылает к ним сына эмира Адуда (а не самого Адуда, как сообщается в указанной выше работе), назначает его правителем в Гумике и посылает вместе с ним проповедника (хатиба) и имама для наставления местных жителей в исламе. В источниках имеется также намёк на имевшийся успешный поход ширваншаха («разве отряд войска Вашего не совершил набег и гумиком не овладел врасплох?» (В.М.Бейлис. Из наблюдений над текстом Масуда ибн Намдара // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования, 1970. М., 1974. С. 9).

В историографии Дагестана принято эмира Адуда, назначенного (по официальной версии) правителем Гумика считать сыном ширваншаха Фарибурза. Но проблема здесь заключается в том, что ширваншахов никогда не называли эмирами. Этим титулом в то время наделяли лишь правителей Дербента и Рича. Даже Ал-Гарнати, рассказывая о управляющих рустаками Табасарана, расположенного рядом с Дербентом, называет их не эмирами, а «большими военачальниками, подобных эмирам». Поэтому Адуда следует считать представителем «народа приграничья Гумика», то есть, агулов, которые тесно взаимодействовали с правителями Ширвана, что становиться ясным из текста письма Фарибурза «к некоторым населенным пунктам страны Лакз», здесь имеется в виду населенные пункты приграничья Гумика. Оно имело целью при содействии духовных лиц Лакза, в данном случае Рича, склонить жителей Гумика к исламу и известить их, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налог их» (Масуд ибн Намдар. Сборник рассказов, писем и стихов. С. 179. // (Гаджиев М.Г., Давудов О.М.,Шихсаидов А.Р. История Дагестана Махачкала: изд ДНЦ РАН. 1996. С. 252). Исходя из сказанного также следует предположить, что отряд «войска» ширваншаха совершивший набег на Гумик, в результате которого им «овладел врасплох» считать местным военным подразделением, так как, именно при посредничестве лакзов (агулов) в конце 11 века ширваншах Фарибурз-1 (1063-1096) пытается установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края. Кроме того, вызывает сомнение и то, что не войско в целом, а какой-то отдельный отряд ширваншаха в далеком горном регионе решился бы совершать такие одиночные дерзкие операции.

Сумевший отстоять свою политическую самостоятельность от сельджуков и усилившийся при этом ширваншахи, прилагали все усилия для распространения своего влияния на соседние регионы, в том числе и на внутренние районы Дагестана, в списке которых значится и территория Гумика. Задача ширваншахов состояла в том, чтобы, так или иначе, подчинить их себе, обращать в ислам и в этой деятельности они опирались на лакзов, «союзников и вассалов Ширвана» (Гаджиев М.Г. и др. с. 252). Более обстоятельных сведений о Гумике 11-12 вв. в распоряжении исследователей нет. Но здесь в контексте нашей темы важно отметить то, что в это время «гумики» еще не были мусульманами, у них не было мечетей, не было правителей, которые носили бы титулы эмиров и т.д. Следовательно, и идентифицировать этот район, с тем местом, в котором гостил знаменитый Ал-Гарнати не представляется возможным.

Такой расклад в конечном итого позволяет обратиться к упомянутому уже Агулу, который полностью соответствует всем характеристикам, обнаруживаемым в рассказе знаменитого путешественника. Агул географически располагается выше Дербента и непосредственно за Табасараном. Население его были мусульманами, у них были простые и соборные мечети, их правители назывались эмирами и т. п. В этом случае сына Адуда (по официальной версии самого Адуда) и Абу-ль-Касима следует считать первыми агульскими эмирами, упоминаемых в источниках. Остается лишь добавить, что, возможно, горы Калалат, куда отправился гостить ал-Гарнати, представляет собой арабскую форму более древнего названия Каваказа — Кал, который отмечен в триумфальной надписи Шапура-I на цоколе храма Кааба Зороастра, возведенного по случаю его побед. Она гласит, что его власть признали многие народы «вплоть до гор Кал (Кавказ) и «Албанских ворот» (Дербент) и всей горной цепи …», после чего он назначил «в областях Кавказа» новых мтаваров (правителей). Аллах знает лучше!

ГАДЖИ АЛХАСОВ

Последние новости

Кизлярский медцентр ЛФК Нейрон объявляет скидки на детский лечебный массаж ко Дню семьи

Акция проходит с 16 по 19 мая Специально к Международному дню семьи медицинский центр ЛФК Нейрон объявил скидку 20% на услуги детского лечебного массажа.

Стартовало второе заседание Совета представительных органов муниципальных образований РД при НС РД

Открывает заседание Председатель Народного Собрания Заур Аскендеров. Мероприятие проходит в культурно-развлекательном центре «Москва» города Каспийска.

Каждый может получить ИНН в электронном виде в Личном кабинете

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. Управление ФНС России по Республике Дагестан напоминает,

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *