Малый бизнес по франшизе: стоит ли игра свеч и как выбрать верное направление
Франшиза - это способ создания бизнеса, используя уже известный и проверенный бренд. Выбор франшизы часто рассматривается как шаг на пути к снижению рисков и обеспечению прибыльности. Одно только наличие известного бренда может привлечь лояльных потребителей уже на этапе открытия предприятия. Использование проверенной технологии и профессионального бизнес-плана дополнительно повышает шансы на успешность проекта и быстрый возврат инвестиций.
Согласно Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), количество франчайзинговых точек за 2015 год выросло на 15%, а в первом полугодии 2016 года - еще на 6%. Эксперты рынка объясняют рост отрасли высокой востребованностью франшиз некоторых брендов, а также готовностью молодых предпринимателей к работе с готовым бизнес-концептом. Однако, не стоит рассчитывать на мгновенный успех, так как при открытии франшизы также есть свои риски и трудности.
Франшиза - путь к бизнесу без лишних затрат
Открытие собственного бизнеса - дело трудное и рискованное. Нужно не только создать концепцию и бизнес-модель, но и заняться организацией помещения и подбором персонала. При этом ни один предприниматель не может быть уверен в успехе, особенно в кризисный период. Франшиза представляет собой новый подход в ведении бизнеса, который позволяет совершить меньше ошибок, и продвигаться к успеху быстрее.
Франшиза - это возможность работать под руководством управляющей компании, обходя множество сложностей и они сразу передавать бренд, концепцию и опыт ведения бизнеса. Вот только стоит помнить, что франчайзер не должен контролировать вас полностью и периодически Вы будете решать необходимые вопросы и самостоятельно.
Несмотря на это, в этом сегменте работают и те управляющие компании, которые готовы помочь Вам в организации рынка, маркетинге, выборе помещения, высококачественном дизайне торговой точки и т.д. Примером такой успешной работы является франшиза "Еврочехол".
Как бы вы ни трудились, качество ведения бизнеса и достижение успеха в конечном итоге зависит от надежности франчайзи, который должен постоянно совершенствовать свои навыки ведения бизнеса.
Для выбора направления любого бизнеса существует множество подходов и стратегий. Однако, в случае с франшизой, у предпринимателей больше возможностей избежать подводных камней. Ниже приведены 6 советов, которые помогут выбрать наиболее перспективное направление для развития малого бизнеса по франшизе.
1. Исследуйте магазины франшиз. Загляните на специализированные сайты и ознакомьтесь с предложениями рынка. Возможно, вы найдете готовый бизнес, который уже работает и отлажен, и не придется изобретать велосипед. Стоит отметить, что 56% точек фастфуда в России открыто по франшизинговой схеме.
2. Проведите маркетинговое исследование. Изучите потребности населения, наличие конкурентов и цены на рынке в вашем регионе. Узнайте, не работает ли уже кто-то по аналогичной франшизе или в схожем бизнесе. Некоторые франчайзеры устанавливают ограничение на количество представительств на конкретной географической территории, что может сигнализировать о наличии свободных мест для бизнеса.
3. Выделите виды бизнеса, которые соответствуют вашим личным интересам. Рекомендуется заниматься тем, что нравится, так как это поможет справляться со стрессами, неизбежно возникающими при открытии нового дела. Списки франшиз предлагают множество неожиданных и вдохновляющих идей малого бизнеса.
4. Оцените свою компетентность. Для успешного управления бизнесом по франшизе необходимы знания и опыт в выбранной отрасли. Выбирая формат бизнеса по франшизе, вы можете быть уверены в том, что вам помогут учиться и расти, а значит — справиться с проблемами будет значительно проще.
5. Оцените свои финансовые возможности. Вам потребуется стартовый капитал, и цена вопроса может различаться в разы. Поэтому, определив, чем примерно вы хотите заниматься, выбирайте дело, которое оставит вам хотя бы небольшой запас финансов на покрытие рисков. В случае с франшизой многие моменты просчитаны заранее.
6. Вернитесь к списку франшиз. Сориентировавшись в ситуации, остается только выбрать два-три подходящих варианта и связаться с хозяевами бизнеса для уточнения деталей.
Таким образом, франшиза является одним из наиболее безопасных путей начала своего собственного дела. Ряд зарубежных сетевых брендов, включая McDonald's, начинали свой путь именно через франшизу.
Рассмотрим перспективные направления, достойные внимания
В условиях экономического кризиса спрос на услуги, позволяющие сэкономить время и деньги, растет, отмечают эксперты РАФ. В частности, онлайн-сервисы активно развиваются. Известной франшизой в сегменте услуг является GetTaxi, которая не только предоставляет быстрое и удобное пассажирское такси, но и постоянно радует своих клиентов скидками и различными бонусами.
В ресторанном бизнесе стали активно набирать популярность такие франшизы, как «ГрильХаус» или Kill Fish Discount Bar, которые проводят маркетинговые акции в социальных сетях и постоянно расширяют спектр специальных предложений.
Однако, чем более современный и яркий бизнес, тем выше порог входа. Например, для открытия Кill Fish Discount Bar понадобится инвестировать в первый год от 2 800 000 до 5 900 000 рублей (в зависимости от региона) и найти помещение площадью не менее 100 кв.м. В то же время, точку «СТАРДОГ!S» можно открыть уже на 5-ти кв.м при условии инвестиций 350 000-1 500 000 рублей.
Также стоит обращать внимание на вступительные взносы и момент, начиная с которого управляющая компания начнет взимать роялти. Для многих компаний типично предоставление франчайзи времени для «основания» бизнеса, и начисление процента будет начинаться не ранее чем через 4-5 месяцев после старта работы. Однако, есть компании, которые ориентированы на получение доходов только от реализации уникальной продукции франчайзера и не предусматривают никаких роялти или паушальных взносов, как, например, франшиза компании «Еврочехол».
Журнал Forbes опубликовал топ-5 самых выгодных франшиз 2016 года. Для того чтобы попасть в список, бренды должны работать по франшизе не менее трех лет и соответствовать многим критериям.
На первом месте рейтинга - лабораторная служба «Хеликс». Инвестиции для открытия лаборатории с нуля составляют 750 000 рублей, а при открытии лаборатории в действующей клинике - 150 000 рублей. Вступительный взнос - 50 000 рублей. Окупаемость - 3 месяца. Роялти - 2%.
На втором месте - «СДЭК», компания экспресс-доставки грузов. Инвестиции составляют 350 000 рублей, вступительный взнос - 150 000 рублей. Окупаемость - 3-6 месяцев. Роялти после 6 месяцев работы - 10%.
Третье место досталось Unibrait - компании по производству оборудования и компонентов для нанесения зеркальных покрытий. Инвестиции - 2 000 000 рублей, вступительный взнос - 150 000 рублей. Окупаемость - 12 месяцев. Роялти появляется через 6 месяцев работы - 10%.
Служба недвижимости «Миэль» заняла четвертое место. Инвестиции в эту франшизу колеблются от 1 000 000 до 2 500 000 рублей, а вступительный взнос составляет 350 000 рублей. Окупаемость занимает 12 месяцев. Роялти определяется в размере от 18 000 рублей.
Пятое место занимает франшиза по продаже японских ножей - Samura. Инвестиции - 300 000 рублей, вступительный взнос отсутствует. Окупаемость - 3 месяца. Роялти не определяется.
Конечно, представленный рейтинг не является исчерпывающим и возможно, что вы не найдете там подходящего для вас предложения. Однако на этот список можно ориентироваться при поиске франшизы, а также руководствоваться другими критериями при выборе. Стоит помнить, что рейтинги, хоть и имеют высокую авторитетность, содержат элемент субъективности.
Фото: freepik.com